Антимонопольное соотвествие

Аналитическая справка

по результатам анализа организации антимонопольного комплаенса в Ленинградской областном комитете по управлению государственным имуществом за 2019 год

 

Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации поручено активизировать работу по развитию конкуренции в субъектах Российской Федерации.

Данные мероприятия предусматривают профилактику нарушений требований антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти.

В целях реализации указанных мероприятий в соответствии с Указом № 618, методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года № 2258-р, в Ленинградской области принято постановление Правительства Ленинградской области от 28 февраля 2019 года № 84 «О создании и организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области».

Указанная система внедрена в Леноблкомимуществе распоряжением от 27.03.2019 № 256 «О создании и организации в Ленинградском областном комитете по управлению государственным имуществом системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства» (далее - распоряжение комитета № 256).

В ходе проведения мероприятий по выявлению рисков нарушения антимонопольного законодательства установлено, что в 2017 и 2018 годах   нарушения антимонопольного законодательства Леноблкомимуществом не допускались, факты выдачи антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства и привлечения антимонопольным органом к административной ответственности в виде наложения административных штрафов на должностных лиц комитета или в виде их дисквалификации, отсутствуют, случаев обжалования в судебных органах действий (бездействий) должностных лиц комитета и (или) правовых актов Правительства Ленинградской области и Леноблкомимущества, связанных с несоблюдением антимонопольного законодательства не имелось.

В то же время проведен анализ деятельности Леноблкомимущества за 2019 год на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства, в частности:

при осуществлении закупок  товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;

при передаче государственного имущества Ленинградской области без торгов;

при проведении торгов по передаче государственного имущества Ленинградской области;

при пролонгации договоров аренды (пользования, доверительного управления) в отношении государственного имущества Ленинградской области;

при предоставлении субсидий;

при выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута;

при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и отнесении находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель;

при принятии проектов нормативных правовых актов комитета.

В 2019 году Леноблкомимуществом:

1. проведено 44 закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ).

При проведении конкурсных процедур нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд путем, в том числе: уклонения от проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренных Федеральным законом № 44-ФЗ, дробления или укрупнения объекта закупки, утверждения конкурсной документации, повлекшее нарушение антимонопольного законодательства, нарушения порядка определения победителя в рамках процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), неправомерного сокращения сроков проведения процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), создания участнику закупки преимущественных условий участия в процедуре определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не допускалось.

2. Леноблкомимуществом дано согласие на приватизацию жилищного  фонда Ленинградской области по 2 жилым помещениям.

Проведено 8 конкурсных процедур по продаже государственного имущества казны Ленинградской области (все аукционы признаны не состоявшимися).

В отношении государственного имущества казны Ленинградской области заключено без процедуры проведения торгов по основаниям, предусмотренным пп. 3, 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) 5 договоров аренды и 1 договор  безвозмездного пользования.

Кроме того, по результатам проведения аукционов заключено  3 договора аренды по основаниям, предусмотренным п. 15  части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В отношении земельных участков без проведения торгов:

1) заключены 99 договоров аренды, в том числе:

45 договоров на основании пп.11 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ);

35 договора на основании пп.7 п.2 ст.39.6 ЗК РФ;

1 договор на основании пп. 3 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ;

7 договоров на основании пп.15 п.2 ст.39.6, пп.1 п.5 ст.39.18 ЗК РФ;

11 договоров на основании пп.12 п.2 ст.39.6 ЗК РФ.

2) заключены 10 договоров безвозмездного пользования земельных участков, в том числе:

9 договоров на основании  пп1. п.2 ст.39.10, ст.39.14 ЗК РФ;

1 договор на основании  пп14. п.2 ст.39.10, ст.39.14 ЗК РФ;

3) заключены 45 договоров купли продажи земельных участков  на основании пп.6 п.2 ст.39.3, п.1 ст.39.20 ЗК РФ.

Нарушений при приватизации государственного имущества Ленинградской области, заключении договоров аренды (безвозмездного пользования, купли-продажи) государственного имущества Ленинградской области, не допускалось.

3. Перезаключение на новый срок (пролонгация) договоров аренды (пользования, доверительного управления) в отношении государственного имущества казны Ленинградской области без конкурентных процедур произведено в отношении 2 договоров аренды и 3 договоров безвозмездного пользования по основаниям, предусмотренным пп. 3, 9 части 1 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.

Нарушений при пролонгации аренды (пользования, доверительного управления) в отношении государственного имущества Ленинградской области, не допускалось.

4. Комитетом предоставлено  25 субсидий на сумму 98 168 116,12 руб., в том числе муниципальным образованиям Ленинградской области:

В рамках реализации государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области» комитетом предоставлены следующие субсидии:

субсидии бюджетам муниципальных образований Ленинградской области из областного бюджета Ленинградской области на подготовку проектов изменений в генеральные планы поселений, необходимых  для внесения сведений о местоположении границ населенных пунктов в ЕГРН по 12 соглашениям в объеме 4 652 626,95 рублей;

субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету на выполнение комплексных кадастровых работ по 3 соглашениям в общем объеме (включая средства из федерального бюджета) 6 454 690,95 рублей.

В рамках реализации мероприятия «Субсидии на реализацию мероприятий по постановке земель сельскохозяйственного назначения на кадастровый учет муниципальными образованиями Ленинградской области» основного мероприятия  «Создание условий для вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Ленинградской области «Развитие сельского хозяйства Ленинградской области», комитетом предоставлено субсидии бюджетам муниципальных образований Ленинградской области из областного бюджета Ленинградской области на выполнение кадастровых работ по образованию земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения по 7 соглашениям в объеме 12 003 593,82 рублей.

Нарушений законодательства при предоставлении субсидий, а именно:

нарушения порядка выдачи субсидий, предоставления субсидий при несоответствии получателя субсидии требованиям, предусмотренным нормативными правовыми актами, неразмещения в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет объявления о начале приема заявок на получение субсидии, создания преимущественных условий участия в процедуре получения субсидии, не выявлено.

5. Леноблкомимуществом выдано 14 разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута. В 6 случаях подготовлены отказы (в 4 случаях, в связи с ошибочным обращением заявителей в Леноблкомимущество, как неуполномоченный орган, в 2 в связи c не предоставлением полного комплекта документов).   

Нарушений законодательства при выдаче разрешений на использование земель или земельных участков, находящихся в государственной собственности Ленинградской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута, не выявлено.

6. Леноблкомимуществом подготовлено 75 проектов распоряжений Правительства Ленинградской области о переводе земельных участков из одной категории земель в другую, которыми переведены, в том числе:

из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности – 301,1 га;

из категории земель запаса – 143,7 га;

из категории земель промышленности – 0,02 га.

Принято 32 распоряжения Леноблкомимущества об отнесении 160 земельных участков к определенной категории земель, общей площадью 43 га, в том числе:

к категории земель сельскохозяйственного назначения отнесено – 35,2 га;

к категории земель промышленности (под автодороги) – 3,3 га;

к категории земель населенных пунктов – 4,2 га;

к категории земель особо охраняемых территорий и объектов – 0,3 га;

Нарушений антимонопольного законодательства при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и отнесении, находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель, не выявлено.

7. Леноблкомимуществом принято 44 приказа. Нормативные правовые акты, в которых содержаться риски нарушения антимонопольного законодательства, не выявлены.

Кроме того, установлено, что в отчетный период 2017-2019 годов:

возбужденные антимонопольным органом в отношении комитета антимонопольные дела, отсутствуют;

выданные антимонопольным органом комитету предупреждения о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения, отсутствуют;

направленные антимонопольным органом комитету предостережения о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства, отсутствуют;

судебные акты о признании  действий (решений) Леноблкомимуществом незаконными, которые привели к нарушению антимонопольного законодательства, отсутствуют;

каких-либо писем, публичных заявлений, направленных на регулирование отношений, связанных с защитой конкуренции, Леноблкомимуществу адресовано не было;

предложения по включению в проекты нормативных правовых актов каких-либо правил, регулирующих отношения в сфере антимонопольного законодательства, не направлялись.

В целях устранения возможности проявления рисков нарушения антимонопольного законодательства в Леноблкомимуществе предусмотрены следующие мероприятия:

1. Обучение сотрудников Леноблкомимущества централизованно через Аппарат  Губернатора и Правительства Ленинградской области по программе повышения квалификации:

1) Управление государственными и муниципальными закупками;

2) Антимонопольный комплаенс в органах исполнительной власти;

 2. Участие сотрудников Леноблкомимущества в семинарах, организованных комитетом государственного заказа Ленинградской области, ГБУ ЛО «Фонд имущества Ленинградской области»;

 3.Систематическое повышение квалификации сотрудников;

 4. Усиление внутреннего контроля за подготовкой сотрудниками Леноблкомимущества документов по приватизации и (или) передаче государственного имущества Ленинградской области в аренду (пользование, доверительное управление); за подготовкой документов при предоставлении субсидий; за подготовкой документов при выдаче разрешений на использование земель или земельных участков; за подготовкой документов при переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и отнесении находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель; за разработкой нормативных правовых актов комитета.

В соответствии с распоряжением комитета № 256 ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для комитета являются:

а) коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны комитета (по сравнению с годом, предшествующим отчетному);

б) доля проектов нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

в) доля нормативных правовых актов комитета, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

Поскольку нарушений антимонопольного законодательства,  выявления проектов правовых актов комитета, в которых имеются риски нарушения антимонопольного законодательства со стороны комитета в период 2017 - 2019 годы, не установлены, Леноблкомимущество полагает ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в комитете достигнутыми

Обновлено 17.02.2020