Порядок пожертвования земельных участков для льготных категорий граждан
Порядок взаимодействия между органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления Ленинградской области и собственниками земельных участков при заключении соглашений о взаимодействии в случаях дарения (пожертвования) в государственную собственность Ленинградской области земельных участков с целью дальнейшего их предоставления в соответствии с областным законом от 17 июля 2018 года № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области» и областным законом от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области», а также требования к земельным участкам, принимаемым в дар (в качестве пожертвования) в государственную собственность Ленинградской области
Утвержден Постановлением Правительства Ленинградской области от 25.03.2025 № 277
1. Настоящий порядок в целях оптимизации процесса взаимодействия отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области и муниципальных образований Ленинградской области при принятии в дар (в качестве пожертвования) в государственную собственность Ленинградской области земельных участков определяет порядок взаимодействия между органами исполнительной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления Ленинградской области (далее – ОМС ЛО) и собственниками земельных участков при заключении соглашений о взаимодействии в случаях дарения (пожертвования) в государственную собственность Ленинградской области (далее – собственность Ленинградской области) земельных участков (далее – Соглашение) с целью дальнейшего предоставления в соответствии с областным законом от 17 июля 2018 года № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области»» (далее – областной закон № 75-оз) и областным законом от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области» (далее – областной закон № 105-оз), а также требования к земельным участкам, принимаемым в дар (в качестве пожертвования) в собственность Ленинградской области.
2. Земельный участок, передаваемый безвозмездно в собственность Ленинградской области в дар или в качестве пожертвования, должен соответствовать следующим условиям (требованиям):
1) границы земельного участка уточнены в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ);
2) земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства;
3) право собственности на земельный участок зарегистрировано в соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ;
4) земельный участок не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
5) на земельном участке отсутствуют объекты капитального строительства либо объекты незавершенного строительства;
6) земельный участок не продан третьим лицам, в отношении земельного участка отсутствует судебный спор, земельный участок не состоит под арестом (запрещением), свободен от прав третьих лиц, ограничений в использовании и обременений не имеет, в том числе не обременен ипотекой, в отношении собственника земельного участка отсутствуют административные предписания об устранении нарушений земельного законодательства, связанные с передаваемым в собственность Ленинградской области земельным участком, не инициирована процедура банкротства в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон № 127-ФЗ), а также процедура ликвидации юридического лица в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – Федеральный закон № 129-ФЗ);
7) к земельному участку обеспечен доступ от земель общего пользования либо организация доступа возможна путем строительства объектов транспортной инфраструктуры либо путем установления публичного сервитута в целях обеспечения прохода или проезда через земельный участок, принадлежащий третьим лицам;
Доступ к земельному участку не должен быть ограничен водными объектами, иными объектами природного и (или) антропогенного характера, наличие которых препятствует организации доступа способами, указанными в абзаце первом настоящего подпункта.
8) земельный участок имеет равнинный рельеф, не заболочен, водный объект, расположенный на земельном участке (при наличии), занимает площадь не более 5 процентов от его общей площади;
9) земельный участок не расположен полностью или частично в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использование земельного участка в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз;
10) земельный участок не включен в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается; кадастровая стоимость земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) на пятьдесят и более процентов;
11) площадь земельного участка, а также его параметры (длина - не менее 100 метров и ширина - не менее 50 метров), в дальнейшем позволят сформировать земли общего пользования в размере не менее 20 - 25 процентов от общей площади передаваемого в собственность Ленинградской области земельного участка, включая дороги общего пользования шириной не менее 15 метров, а также земельные участки для предоставления гражданам, предельные максимальные (минимальные) размеры которых будут соответствовать требованиям земельного законодательства, областного закона № 75-оз и областного закона № 105-оз.
Требования к земельным участкам, указанные в настоящем пункте, распространяются также на часть, находящегося в собственности земельного участка, которая на момент обращения в Ленинградский областной комитет по управлению государственным имуществом (далее – Леноблкомимущество) не сформирована как самостоятельный объект недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ (далее – все вместе земельный участок), за исключением требований, указанных в подпунктах 1 - 3 настоящего пункта.
3. В целях заключения Соглашения собственник земельного участка, планируемого к передаче, направляет в Леноблкомимущество Заявление о намерении безвозмездно передать в собственность Ленинградской области земельный участок, принадлежащий ему на праве собственности с приложением документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку (далее – Заявление).
В случае если собственник земельного участка намерен передать часть, находящегося в его собственности земельного участка, которая на момент подачи Заявления не сформирована, обязательным приложением к Заявлению является Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная собственником с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или с использованием иных технологических и программных средств в виде отдельного документа, заверенного подписью заявителя (далее – Схема), позволяющая визуально определить местонахождение части земельного участка, планируемого к безвозмездной передаче в собственность Ленинградской области, а также указывается ориентировочная площадь такой части земельного участка.
В этом случае Заявление должно содержать обязательство заявителя за свой счет осуществить образование подлежащего передаче земельного участка, а также его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образованный земельный участок. Внесение изменений в представленную и заверенную заявителем Схему в период рассмотрения Леноблкомимуществом Заявления не допускается.
4. В Заявлении собственник (далее – также заявитель) указывает:
1) перечень земельных участков, планируемых к безвозмездной передаче в собственность Ленинградской области;
2) в отношении каждого земельного участка указываются:
а) кадастровый номер земельного участка;
б) адрес или место нахождения земельного участка;
в) категория земель земельного участка;
г) вид разрешенного использования земельного участка;
д) площадь земельного участка;
3) в случае, если планируется передача части, находящейся в собственности заявителя, земельного участка, представляется Схема, указанная в абзаце втором пункта 3 настоящего Порядка;
4) информация намерен ли заявитель безвозмездно передать земельный участок в дар или в качестве пожертвования.
В случае если земельный участок передается в собственность Ленинградской области в качестве пожертвования в Заявлении жертвователь указывается условия использования земельного участка по определенному назначению: «В целях дальнейшего предоставления гражданам, относящимся к льготным категориям, на основании областного закона от 17 июля 2018 года № 75-оз «О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков в собственность на территории Ленинградской области и о внесении изменений в областной закон «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области» и областного закона от 14 октября 2008 года № 105-оз «О бесплатном предоставлении отдельным категориям граждан земельных участков на территории Ленинградской области».»;
5) информация о том, что заявитель подтверждает, что на момент подачи Заявления земельный участок не продан, в судебном споре и под арестом (запрещением) не состоит, свободен от прав третьих лиц, ограничений в использовании и обременений не имеет, в том числе не обременен ипотекой, в отношении собственника отсутствуют административные предписания об устранении нарушений земельного законодательства, связанные с передаваемым в собственность Ленинградской области земельным участком, не инициированы процедуры банкротства в соответствии с Федеральным законом № 127-ФЗ, а также ликвидации юридического лица в соответствии с Федеральным законом № 129-ФЗ;
6) обязательство заявителя за свой счет осуществить образование земельного участка, а также его государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образованные земельные участки (в случае, если заявитель намеревается безвозмездно передать часть земельного участка);
7) информация о согласии заявителя на осуществление Леноблкомимуществом проверки сведений, содержащихся в представленных им документах;
8) информация о согласии заявителя на обработку его персональных данных.
Вместе с Заявлением заявитель представляет паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, или документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя (в случае если документы подаются представителем заявителя).
Заявители (их представители) заверяют Заявление своей подписью (с проставлением даты подачи заявления).
5. Леноблкомимущество не позднее 5 рабочих дней с даты поступления Заявления, сопроводительным письмом направляет копию Заявления с приложением всех, поступивших от заявителя документов (материалов), для подготовки Заключения в:
1) комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области (в случае, если земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения) для подготовки Заключения об отнесении/не отнесении земельного участка к земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и включении/не включении земельного участка в Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Ленинградской области, использование которых для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, не допускается (далее – Перечень);
2) комитет по природным ресурсам Ленинградской области для подготовки Заключения о наличии/отсутствии пересечения земельного участка с землями лесного фонда.
6. В срок 5 рабочих дня органы исполнительной власти Ленинградской области (далее – ОИВ ЛО), указанные в пункте 5 настоящего Порядка, рассматривают документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и направляют соответствующие Заключения в Леноблкомимущество.
7. В случае поступления от ОИВ ЛО, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, информации об отнесении земельного участка к земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), либо включении земельного участка в Перечень, либо наличия пересечения земельного участка с землями лесного фонда, Леноблкомимущество в течение 3 рабочих дней с даты поступления указанной информации, направляет ответ собственнику с указанием причины отказа от безвозмездного принятия земельного участка в собственность Ленинградской области, послужившей основанием для принятия такого решения.
8. В случае отсутствии в Заключениях ОИВ ЛО, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, оснований для принятия решения об отказе от безвозмездного принятия земельного участка в собственность Ленинградской области, предусмотренных пунктом 7 настоящего Порядка, Ленблкомимущество направляет копию Заявления с приложением всех, поступивших от заявителя документов (материалов) в ОМС ЛО городского/сельского поселения и муниципального района/муниципального округа, на территории которых расположен предполагаемый к безвозмездной передаче земельный участок, для подготовки Заключений, в пределах, предоставленных указанным выше ОМС ЛО полномочий в соответствии с положениями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», о наличии/отсутствии потенциальной возможности предоставления в дальнейшем земельных участков в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз, а также указанием перечня необходимых административных процедур, в том числе связанных c возможностью организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, создания объектов транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, обеспечения их территориальной доступности, благоустройством территории, необходимых для реализации возможности предоставления земельных участков в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз.
В целях подготовки Заключения ОМС ЛО муниципального района/муниципального округа, в том числе проводится визуальный осмотр земельного участка в целях определения: удаленности земельного участка от ближайших населенных пунктов, параметров земельного участка (части земельного участка), наличия доступа (возможности обеспечения доступа) к земельному участку (части земельного участка) от земель общего пользования ближайшего населенного пункта, обеспеченности (возможности обеспечения) земельного участка объектами транспортной инфраструктуры, наличия особенностей рельефа местности (наличия или отсутствия перепада высот, водных объектов, иных объектов природного и (или) антропогенного характера, оврагов, заболоченности территории и т.д.), наличия технических условий подключения (возможности к подключению) к инженерным сетям, о чем составляется акт с приложением фото- и видео материалов, который подписывается и утверждается уполномоченным для проведения указанных мероприятий сотрудником ОМС ЛО, и направляется в Леноблкомимущество вместе с Заключением.
Кроме того, в целях определения целесообразности принятия земельного участка в собственность Ленинградской области, Заключение ОМС ЛО муниципального района/муниципального округа должно содержать информацию о количестве земельных участков, которые могут быть образованы для предоставления льготным категориям граждан, количестве граждан, состоящих на учете в таком ОМС ЛО в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз, а также количестве выданных земельных сертификатов гражданам, указанным в части 1 статьи 11 областного закона № 105-оз.
9. В срок 20 рабочих дней ОМС ЛО, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, рассматривают документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и направляют Заключения, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, в Леноблкомимущество.
10. Леноблкомимущество не позднее 2 рабочих дней с даты поступления Заключений ОМС ЛО сопроводительным письмом направляет Заключения ОМС ЛО, копию Заявления с приложением всех, поступивших от заявителя документов (материалов) в:
1) комитет по дорожному хозяйству Ленинградской области для подготовки Заключения о возможности/невозможности развития (создания) автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения для обеспечения доступа к земельному участку (части земельного участка) в случае предоставления в дальнейшем земельных участков в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз;
2) комитет по транспорту Ленинградской области для подготовки Заключения о возможности/невозможности организации транспортного обслуживания населения в случае предоставления в дальнейшем земельных участков в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз;
3) комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области для подготовки Заключения о предварительной возможности организации холодного водоснабжения и водоотведения в случае предоставления в дальнейшем земельных участков в соответствии с областным законом № 75-оз и областным законом № 105-оз.
11. В срок 10 рабочих дней ОИВ ЛО, указанные в пункте 10 настоящего Порядка, рассматривают документы, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, и направляют соответствующие Заключения в Леноблкомимущество. В случае необходимости получения от органов государственной власти, ОМС ЛО и организаций информации, необходимой для подготовки Заключения, срок подготовки Заключения продлевается на 10 рабочих дней.
12. Леноблкомимущество не позднее 2 рабочих дней с даты поступления Заключений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, сопроводительным письмом направляет Заключения ОМС ЛО, указанных в пункте 8 настоящего Порядка, Заключения ОИВ ЛО, указанных в пункте 10 настоящего Порядка, копию Заявления с приложением всех, поступивших от заявителя документов (материалов) в комитет градостроительной политики Ленинградской области (далее – Комитет ГП) для подготовки Заключения о необходимости внесения изменений в документы территориального планирования, о наличии планируемых объектов транспортной, инженерной, социальной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения в соответствии с действующими документами территориального планирования, о необходимости внесения изменений в документы градостроительного зонирования в части установления территории, в границах которой планируется осуществление комплексного развития территории.
13. В срок 10 рабочих дней Комитет ГП рассматривает документы, указанные в пункте 12 настоящего Порядка, и направляет соответствующее Заключение в Леноблкомимущество.
14. Леноблкомимущество в срок 10 рабочих дней с даты поступления Заключения, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, проводит анализ поступившего Заявления, прилагаемых к нему документов, Заключений, поступивших от ОМС ЛО и ОИВ ЛО, сведений из ЕГРН, на предмет соответствия земельного участка (части земельного участка) требованиям, указанным в пункте 2 настоящего Порядка.
15. В случае, если по результатам анализа, указанного в пункте 14 настоящего Порядка, принятие земельного участка (части земельного участка) в собственность Ленинградской области нецелесообразно, Леноблкомимущество в срок 10 рабочих дней с даты поступления Заключения, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, подготавливает ответ собственнику с указанием причин отказа от безвозмездного принятия земельного участка в собственность Ленинградской области, послуживших основанием для принятия такого решения.
16. В случае целесообразности принятия земельного участка в собственность Ленинградской области Леноблкомимущество в пределах полномочий, предоставленных законодательством Российской Федерации и Ленинградской области, в срок 10 рабочих дней с даты поступления Заключения, указанного в пункте 13 настоящего Порядка, подготавливает проект Соглашения о взаимодействии между Правительством Ленинградской области, ОМС ЛО и собственником земельного участка в соответствии с примерной формой согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
17. В случае целесообразности принятия в собственность Ленинградской области земельного участка и готовности заявителя за свой счет в установленном действующим законодательством порядке осуществить образование земельного участка, постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности на образованные земельные участки в точных границах части земельного участка, соответствующей Схеме, указанной в Заявлении, Леноблкомимущество направляет заявителю предложение о повторном обращении в Леноблкомимущество, после завершения процедуры государственной регистрации права собственности на образованные земельные участки с Заявлением, указанным в пункте 3 настоящего Порядка и приложением документов, необходимых для государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок.
18. В случае, если земельный участок образован заявителем в границах, в точном соответствии со Схемой, являвшейся приложением к Заявлению, указанному в пункте 3 настоящего Порядка, процедуры, предусмотренные пунктами 5 - 13 настоящего Порядка, не осуществляются.
В этом случае Леноблкомимущество подготавливает проект Соглашения о взаимодействии между Правительством Ленинградской области, ОМС ЛО и собственником земельного участка в соответствии с примерной формой согласно приложению 2 к настоящему Порядку.
19. В случае, если земельный участок образован заявителем в границах, не соответствующих Схеме, являвшейся приложением к Заявлению, указанному в пункте 3 настоящего Порядка, Леноблкомимущество в срок 10 рабочих дней с даты поступления Заявления, указанного в пункте 17 настоящего Порядка, подготавливает ответ собственнику с указанием причины отказа от безвозмездного принятия земельного участка в собственность Ленинградской области, послужившей основанием для принятия такого решения.
По всем вопросам, связанным с пожертвованием земельных участков необходимо обращаться к ведущему специалисту отдела управления и распоряжения земельными ресурсами Петренко Екатерине Александровне - 8 (812) 539-41-66